Toggle navigation
ИМЕНА
ПОРТРЕТЫ
НЕИЗВЕСТНЫЕ ЛИЦА
НЕКРОЛОГИ
АВТОРЫ
НОВОЕ
Назад
26 января 1897 года в Иркутском Вознесенском монастыре был хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. Хиротонию совершали архиепископ Иркутский Тихон (Троицкий-Донебин), епископ Рязанский Мелетий (Якимов), епископ Забайкальский Георгий (Орлов) и епископ Якутский Никодим (Преображенский). 4 октября 1897 года назначен на самостоятельную кафедру епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского в городе Благовещенске. 4 февраля 1898 года прибыл в Благовещенск и вступил в управление епархией. Ревностно относился к богослужению, истово проповедовал, блестяще сочетал любовь к просвещению с личной праведностью, ревностное проповедничество — с благотворительностью. 1 января 1899 года назначен первым епископом вновь учреждённой Владивостокской и Камчатской епархии. Перед прибытием в епархию в 1899 году в первую неделю Святой Четыредесятницы прибыл в Свято-Троицкую Шмаковскую обитель и провел там неделю, испрашивая Небесной помощи на многотрудное послушание устроения новой епархии. 20 лет пребывания владыки на Владивостокской кафедре совпало с усиленным заселением Уссурийского края, с постройкой на Дальнем Востоке железных дорог, с Русско-Японской Войной, со временем, когда русский Дальний Восток, дотоле мало обитаемый и почти пустынный, заполнялся русскими людьми, когда быстро возрастало его население и вместе с тем развивалось земледелие, торговля, промышленность. Этот край нуждался в усиленном духовном просвещении. Новая епархия занимала огромную территорию площадью 1 200 000 квадратных вёрст, в которой насчитывалось 69 церквей. Священников не хватало и зачастую приходы пустовали. По приезде нового правящего архиерея не нашлось даже помещения для него, и епископ Евсевий поначалу нашел приют в губернаторском доме. Единственный приходский Успенский храм Владивостока был переименован в кафедральный собор, а консисторию временно разместил у себя кафедральный протоиерей. Однако, уже через год трудами были открыты и Духовная консистория, и Попечительство о бедных духовного звания, Епархиальный училищный совет, Епархиальный комитет Православного миссионерского общества. С течением времени было построено и освящено свыше 170 храмов и более 100 церковно-приходских школ. Только во Владивостоке при его непосредствеенном участии были построены и освящены храмы: Успенский (кафедральный), Покровский (кладбищенский), Петропавловский («на Первой Речке»), школа-церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (миссионерская), не говоря уже о церквах военных и находящихся при учебных заведениях, а также об архиерейском подворье на Седанке (пригород Владивостока), где на свои средства Владыка содержал 50 пенсионеров. Много Владыка трудился и над устройством монастырей — Уссурийского Николаевского Свято-Троицкого мужского и Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского. Начиная со второй половины 1899 года, не жалея здоровья и сил, владыка Евсевий не раз объезжал всю свою огромную епархию, причем никакие трудности не могли воспрепятствовать ему посещать церковные приходы даже на Камчатке и Сахалине. 12 июля 1907 года состоялось причисление к епархии церквей и духовенства северной Маньчжурии, а 1 января 1909 года архиепископу Владивостокскому была подчинена Русская Духовная Миссия в Сеуле. Все это являлось знаком особого доверия со стороны императора и Священноначалия Церкви. Многие российские благотворители, начиная с августейших особ, жертвовали значительные суммы на создание новых храмов. Сам праведный Иоанн Кронштадтский жертвовал на нужды монастырей и церквей Уссурийского края, на устройство библиотеки при школе села Осиновка, а также пожертвовал для Александровского Сахалинского храма икону Божией Матери «Неувядаемый Цвет», присланную ему лично со Святой Горы Афон. Священники и учителя церковно-приходских школ из других епархий просились и переводились на службу во Владивостокско-Камчатскую епархию. Мудрый Владыка определял кандидатов на должности не иначе, как после непосредственного знакомства с каждым из них. Для привлечения духовенства к делу религиозно-нравственного просвещения Владыка регулярно собирал епархиальные съезды. В 1903 году по его инициативе было начато издание «Владивостокских епархиальных ведомостей». В типографии Свято-Троицкого Шмаковского мужского монастыря с его благословения печаталась духовная литература, распространявшаяся и за пределами епархии. Одним из основных направлений деятельности правящего архиерея являлось миссионерство, ибо Владивостокско-Камчатская епархия была населена тогда многочисленными инородцами-язычниками — китайцами, корейцами, малыми народностями Дальнего Востока. Владыка поднял миссионерское дело на недосягаемую высоту. По всей епархии были созданы миссионерские станы для научения ведению миссионерской работы, открыты катехизаторские школы и курсы. Здесь учили не только Слову Божию, но преподавали уроки рационального ведения хозяйства. Дарования, добродетели и полезная деятельность правящего архиерея снискали ему любовь и уважение инородцев-язычников, немало из которых привёл он к Таинству Святого Крещения. С благословения Владыки Евсевия было создано Православное Камчатское Благотворительное Братство, утверждённое Святейшим Правительствующим Синодом после Праздника Святой Пасхи в 1910 году, с целью донести слово Божие до самых отдаленных уголков епархии. Августейшим покровителем Братства стал цесаревич Алексей. Награждён орденами св. Владимира III (1898) и II (1909) степени. Благодатное служение владыки Евсевия было высоко оценено Священноначалием Русской Православной Церкви: 6 мая 1906 года он был возведен в сан архиепископа, а в 1912 году, в связи с награждением орденом св. Александра Невского, получил Высочайший рескрипт, в котором говорилось: Продолжительное святительское служение Ваше на дальневосточной окраине нашего Отечества ознаменовано трудами и подвигами ревности вашей о славе святой Христовой веры и духовном благе ввереной вам паствы. Вашими заботами умножены храмы Божии, ширится и крепнет основанное на началах любви к Православной Церкви и преданности царю и Родине религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения, возвышается миссионерское делание среди многочисленных стремящихся к познанию Истины инородцев. По мысли Вашей учреждено Православное Камчатское Братство во имя Нерукотворенного Образа Всемилостивого Спаса, возбудившее глубокий интерес к духовным нуждам далекой Камчатки и привлекающее жертвы на их удовлетворение. В ноябре 1912 года архиепископ Евсевий был вызван для присутствия в Святейшем Синоде, участвовал в прославлении святителя патриарха Ермогена, был назначен председателем Комиссии по выработке правил, регулирующих перевозку св. икон по водным путям. Награждён бриллиантовым крестом на клобук (1915). В 1917—1918 годах член Поместного Собора Православной Русской Церкви, председатель Комиссии по ознакомлению с финансовым положением Собора, заместитель председателя Судной комиссии при Совещании Епископов, член III, V, IX отделов. После окончания 1-й сессии возвратился во Владивосток, но вскоре был назначен постоянным членом Священного Синода при Патриархе и вновь выехал в Москву. Последние годы в Москве В 1919 году, поскольку не имел возможности из-за гражданской войны возвратиться в свою епархию, был временно назначен управлять Смоленской епархией. После кончины 3 февраля 1920 года архиепископа Иоасафа (Каллистова) Патриарх Тихон назначил архиепископа Евсевия своим наместником в Москве. 18 февраля 1920 года он был возведён в сан митрополита Крутицкого. Столь высокое назначение митрополит Евсевий принял как временное, с условием, что при первой же возможности ему будет предоставлено право вернуться в свою родную Владивостокскую епархию. В последующие годы ближайший помощник Патриарха Тихона, председатель на заседаних Священного Синода и управляющий Московской патриаршей областью. Скончался 31 января 1922 года, за сутки до кончины служив Божественную литургию. Заупокойное богослужение совершил патриарх Тихон со многими находившимися тогда в Москве иерархами в храме Христа Спасителя при большом стечении молящихся. Погребение состоялось в Новодевичьем монастыре, с северной стороны Смоленского собора. В частной владыка Евсевий жизни отличался простотой, незлобием, нищелюбием и всепрощением к окружающим.
...